Фотографии: сайт Московского Нового драматического театра
Премьера постановки «Жалкие» по пьесе Елены Ерпылёвой была 24 апреля 2022 года. Уже год спектакль не сходит со сцены и не теряет своей актуальности. Разбираемся в рецензии, почему постановка Вячеслава Долгачева — театр на стыке сторителлинга и драмы, а герои — так похожи на каждого из нас.
Спектакль «Жалкие» — антиутопия в двух актах. Именно так она обозначена на сайте театра, точно также нам ее презентуют в начале спектакля на экране телевизора. В постановке задействовано 9 героев, однако два из них появляются лишь на экране, между сценами. И того — 7 «живых» персонажей и две «говорящие головы».
Спектакль «Жалкие» — антиутопия в двух актах. Именно так она обозначена на сайте театра, точно также нам ее презентуют в начале спектакля на экране телевизора. В постановке задействовано 9 героев, однако два из них появляются лишь на экране, между сценами. И того — 7 «живых» персонажей и две «говорящие головы».
![](https://static.tildacdn.com/tild3736-3463-4462-a463-663565316136/1477.jpg)
Телевизор, где транслируются «говорящие головы», занимает важное место как в композиции спектакля, так и в его оформлении. Спектакль идет в малом зале, и с самого начала настраивает зрителей на камерность. Усиливается эффект абсолютным минимализмом. Большая ширма, которая играет роль задника сцены, на ней же висит телевизор: посередине и сверху, над местом действия. В центре сцены — стол и два стула. Мебель напоминает школьные парты, те самые, к которым мы клеили жвачки и на которых писали послания одноклассникам — что-то из детства. По бокам сцены и невысоко над ней — софиты, меняющие освещение от холодного к теплому во время каждой сцены. Такое оформление не дает возможности глазу за что-то зацепиться и приковывает все внимание к экрану и к актерам.
![](https://static.tildacdn.com/tild3430-3831-4664-b430-613462303766/1454.jpg)
Спектакль выстроен фрагментарно и монтажно. Сцены с героями сменяют друг друга, лишь со временем складываясь в общую картину и историю. Появляется ощущение, что зрителям показывают кусочки пазла, из которого надо собрать что-то вразумительное. Задача не из простых: герои говорят о каких-то вещах, которые в начале не имеют для зрителя никакого смысла. В первом акте на сцене появляются Жена Катя, Муж Митя, Петя Миронов, Друг Олег и Участковый Коля. Попарно Катя и Митя, Петя и Олег разыгрывают диалоги, в которых упоминаются другие персонажы и затрагиваются какие-то детали из прошлого. Только Участковый Коля появляется то в одной сцене, то в другой, становясь связующим звеном между фрагментами пьесы.
У персонажей нет отчеств, только обозначения ролей. Помните, как в детстве, когда каждый в игре был кем-то, кем хочет стать, когда вырастет: доктором, летчиком, матерью, водителем автобуса, милиционером (ну или полицейским). В детстве у тебя есть роль, взрослые назвали бы ее социальной ролью, в которую ты вживаешься и исполняешь все по правилам. Также и в спектакле: у героя есть роль, которую он должен играть. Кто-то играет того, кем он хочет быть по призванию, а кто-то — того, кем общество навязало ему «быть».
У персонажей нет отчеств, только обозначения ролей. Помните, как в детстве, когда каждый в игре был кем-то, кем хочет стать, когда вырастет: доктором, летчиком, матерью, водителем автобуса, милиционером (ну или полицейским). В детстве у тебя есть роль, взрослые назвали бы ее социальной ролью, в которую ты вживаешься и исполняешь все по правилам. Также и в спектакле: у героя есть роль, которую он должен играть. Кто-то играет того, кем он хочет быть по призванию, а кто-то — того, кем общество навязало ему «быть».
![](https://static.tildacdn.com/tild6635-3832-4835-b334-623834343737/1457.jpg)
Катя хотела быть женой и «делать жизнь вкусной» и стала она Женой Катей, которая только и делает, что готовит и говорит о еде. Все ее воспоминания о совместных путешествиях с мужем наполнены словами о многообразии блюд. И готовит она вкусно, только Мужа Митю со временем начинает тошнить и от ее слов, и от ее еды, но он лишь мычит. С начала спектакля между «супругами» чувствуется напряжение и непонимание. Лишь когда Муж Митя меняет свою роль Мужа на роль Папы (а Митя — папа по призванию), потому что Жена Катя беременеет, герои находят общий язык. К слову, это единственная пара, которая действительно счастлива в конце, возможно, потому что они оба играли свои роли «по призванию».
«Призвание» по сюжету постановки играет важную роль. Призвание — то, кем человек хотел быть еще в детстве. Если герой работает по призванию, он счастлив, но он страдает под давлением общества. Социум в спектакле жесток и сочетает в себе черты всех тоталитарных обществ, что, конечно, является важной составляющей жанра «антиутопия». Общество не принимает тех, кто живет «по призванию», потому что самое главное в призвании — мечта, которую человек сохранил с детства и воплотил в жизнь. Люди боятся этих людей, называют их «жалкими» и отсеивают или «сортируют».
«Призвание» по сюжету постановки играет важную роль. Призвание — то, кем человек хотел быть еще в детстве. Если герой работает по призванию, он счастлив, но он страдает под давлением общества. Социум в спектакле жесток и сочетает в себе черты всех тоталитарных обществ, что, конечно, является важной составляющей жанра «антиутопия». Общество не принимает тех, кто живет «по призванию», потому что самое главное в призвании — мечта, которую человек сохранил с детства и воплотил в жизнь. Люди боятся этих людей, называют их «жалкими» и отсеивают или «сортируют».
![](https://static.tildacdn.com/tild3437-3830-4864-b865-653335303833/1466.jpg)
В спектакле есть два героя Сортировщика: они показаны лишь эпизодично на экране телевизора. Создается ощущение полного погружение в искаженную реальность, отражающую нашу действительность. Сортировщики в прямом эфире пропагандируют благо для человечества в том, что они делают: указывают на «слабую» часть социума, которую нужно отсортировать. Так и мы смотрим в экраны телевизоров, где нам каждый день говорят о благах для народа.
Сортировке подлежат все те, кто мыслит не материальными ценностями. Так, Петя Миронов женится на Ирине (называя ее «Иркой») из-за ее «тачки», в то время как Ирина не может забыть своего пса из детства и желтых клоунских ботинок. В конце концов Петя по наводке Друга Олега отсортирует свою жену, потому что она пугает, напоминая «жалких». Когда Ирина исчезает по вине Пети, Петю Ирина тачка больше не радует. Лишь в конце спектакля зрители дают понять, что Петя Миронов — несчастный ребенок, который слишком поздно понял, что мечта его детства была не только машинка, как у Ирки, а без Ирки эта машина не имеет никакого смысла.
Друг Олег, в свою очередь, отсортирует Петю, потому что Петя перестанет любить тачку Ирки и начнет скучать по Ирке, а потом и сам улетит за ней в детство после сортировки. И только после этого Олег очнется и поймет, почему же его зовут Друг Олег — по призванию с самого детства.
Сортировке подлежат все те, кто мыслит не материальными ценностями. Так, Петя Миронов женится на Ирине (называя ее «Иркой») из-за ее «тачки», в то время как Ирина не может забыть своего пса из детства и желтых клоунских ботинок. В конце концов Петя по наводке Друга Олега отсортирует свою жену, потому что она пугает, напоминая «жалких». Когда Ирина исчезает по вине Пети, Петю Ирина тачка больше не радует. Лишь в конце спектакля зрители дают понять, что Петя Миронов — несчастный ребенок, который слишком поздно понял, что мечта его детства была не только машинка, как у Ирки, а без Ирки эта машина не имеет никакого смысла.
Друг Олег, в свою очередь, отсортирует Петю, потому что Петя перестанет любить тачку Ирки и начнет скучать по Ирке, а потом и сам улетит за ней в детство после сортировки. И только после этого Олег очнется и поймет, почему же его зовут Друг Олег — по призванию с самого детства.
![](https://static.tildacdn.com/tild3537-3435-4539-b732-343236393639/1462.jpg)
Тема смерти в спектакле связана с темой детства, что напоминает сказку о Питере Пене. Те взрослые, которые не вписываются со своими ценностями и детскими мечтами в общество, «улетают в детство». Герои лишь пару раз говорят о смерти, всячески избегая слов «самоубийство», «умереть», заменяя их глаголом «улететь». Такой ход автора пьесы, с одной стороны, не делает спектакль страшным и мрачным, а с другой — усиливает конец, когда вещи будут названы своими именами, а герое, остающихся в реальности, станет совсем мало, пока они все не исчезнут.
«Жалкие» — это спектакль, в котором автор уделяет внимание личной истории каждого героя. Она раскрывается и через диалоги, и через монологи. Мы подслушиваем о самых заветных мечтах Пети Миронова и проникаемся чистосердечному признанию соло у микрофона Друга Олега. Спектакль рассказывает нам истории о зрителях, сидящих в зале, об их друзьях детства, о мечтах многолетней давности, о призвании, которое так важно откопать в себе.
«Жалкие» — это спектакль, в котором автор уделяет внимание личной истории каждого героя. Она раскрывается и через диалоги, и через монологи. Мы подслушиваем о самых заветных мечтах Пети Миронова и проникаемся чистосердечному признанию соло у микрофона Друга Олега. Спектакль рассказывает нам истории о зрителях, сидящих в зале, об их друзьях детства, о мечтах многолетней давности, о призвании, которое так важно откопать в себе.
![](https://static.tildacdn.com/tild6632-3734-4933-b937-323134363262/1483.jpg)
Спектакль «Жалкие» — о каждом из нас. Он заставит и задуматься, а на то ли мы тратим свою жизнь, и вспомнить наши детские мечты, которые мы закопали в себе в погоне за машинами и другими атрибутами «счастливой» жизни.
Анастасия Зинченко